Образовательные программы

Образовательные программы, реализуемые в ДОУ

Педагогический коллектив МДОУ Коноплинский детский сад работает в соответствии с примерной общеобразовательной программой «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика -Синтез, 2011. - 304 с). Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Программа разработана с учетом следующих принципов:
-принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка - отражает взаимосвязь всех сторон личностного развития ребенка;
 -принцип научной обоснованности и практической применимости;
-принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
-принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности;
- принцип природосообразности - построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, укрепление физического и психического здоровья;
 - принцип взаимодействия – взаимная обусловленность, активность всех субъектов воспитательно-образовательного процесса: ребенок-педагог, родители-ребенок, педагог-родители.
Программа МДОУ обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра. В соответствии с Концепцией дошкольного воспитания отношения педагогов и детей строятся на основе личностно – ориентированной модели общения, в атмосфере эмоционального благополучия и комфорта, как для ребенка, так и для взрослых.
Образовательная программа состоит из двух частей: 1) обязательной части; 2) части, сформированной участниками образовательного процесса.
Обязательная часть Программы ДОУ простроена на основе комплексной общеобразовательной программы «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (Москва, Мозаика – Синтез, 2010г), в соответствии с примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика -Синтез, 2011. - 304 с)., которая обеспечивает достижение детьми готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.
Ведущие цели программы:
 - создание благоприятных условий для полноценного проживания дошкольного      детства;
- формирование основ базовой культуры личности;
- всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к обучению в школе;
- обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника;
- воспитание патриотических чувств, чувства сопричастности к семье, своей Родине, к природе родного края.
 Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
 - забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
 - создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
 - максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
 - творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
 - вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
 - уважительное отношение к результатам детского творчества;
 - единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
 - соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
-    воспитание нравственных и эстетических чувств;
-    формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране;  к культурному наследию своего народа; к природе родного края.
         Соотношение образовательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (с учетом приоритетной деятельности образовательного учреждения) определено как 80% и 20%.
 II часть Программы ДОУ, формируемая участниками образовательного процесса отражает: 1) наличие приоритетного направления деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей. 2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов.  И  самая большая опасность,  подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники.  Засилье иностранных слов, песен, фильмов, игр способствует спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре. Как в век техницизма и прагматизма сохранить у детей интерес к искусству, национальным традициям, обычаям? Не получим ли мы в лице современных дошкольников «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей?
Крылатая фраза «Всё начинается с детства» - как нельзя больше коллектируется с данным вопросом. Воспитание чувств ребёнка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Все вышеизложенные проблемы  не обошли стороной и нас. Мы живём в сельской местности, в отдалении от культурных центров, а значит, не имеем возможности посещать театры, музеи, спортивные секции и кружки по интересам. Уже долгие годы на дверях сельского ДК висит огромный замок. Где подрастающему поколению проводить свой досуг и набираться культурного опыта? Откуда черпать духовность и нравственность? Очень большим событием считаем появление в нашем селе православной церкви, строительство которой окончено чуть больше года назад. В настоящее время церковь успешно функционирует. К нашей радости, посещают церковь не только взрослые, но и подростки, причём делают они это не по принуждению, а добровольно и осознанно. Родители приводят в церковь и детей дошкольного возраста.
 Коллектив нашего ДОУ решил также не оставаться в стороне. Чтобы удовлетворить запросы родителей, а также привить детям любовь к родному краю, расширить знания о его прошлом и настоящем, обязательная часть основной программы была дополнена и расширена задачами программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под редакцией  О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой. В нашем детском саду уже несколько лет назад был создан уголок «Русская изба». В нём с максимальной точностью воспитатели попытались воспроизвести не только убранство жилища наших предков, но и снабдить его деталями и приспособлениями, без которых наши прабабушки и прадедушки просто не могли бы обойтись: посудой,  инструментами и т. д.  Вот этот уголок и послужил «базой» для организации работы по духовно-нравственному воспитанию детей, посещающих наш детский сад.
В МДОУ Коноплинский детский сад  духовно-нравственное воспитание дошкольников является приоритетным.
Цель Программы Воспитание патриотических чувств, чувства сопричастности к семье, своей Родине, к природе родного края .
Основные задачи Программы
·        Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.
·        Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным краем.
·         Формирование гражданской позиции и патриотического чувства.
·        Помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи, умения общаться со взрослыми и сверстниками.
·        Расширить представления детей об истории, культуре, профессиях, людях родного края.
Программа реализуется в следующих условиях:
·        оснащение предметно – развивающей среды предметами декоративно – прикладного творчества народных умельцев, предметами народного быта;
·        мини – музей «Русская изба»
·        применение в  образовательном процессе наглядно – демонстрационного и раздаточного материала;
Формами организации жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания программы являются беседы, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, видео – путешествия, экскурсии, походы, развлечения и т.д.
Реализация и освоение содержания программы осуществляется в  режимных моментах организации образовательного процесса:
·        совместной деятельности взрослого и детей;
·        самостоятельной деятельности детей;
·        совместной деятельности с семьей.

Численность воспитанников   (по состоянию на 01. 09. 2013 г.)

Проектная мощность детского сада –  25 детей (1 разновозрастная группа)
Фактическая наполняемость – 20 детей.
По составу: мальчики - 9, девочки - 11 (организация детской жизнедеятельности осуществляется с учетом возраста и пола).
Контингент  воспитанников ДОУ:  
от 2 до 3 лет – 2 человека,
 от 3 до 4 лет – 4 человека,
 от 4 до 5 лет – 8 человек,
 от 5 до 6 лет – 4 человека,
 от 6 до 7 лет – 2 человека.


Языки, используемые в общении с детьми


Вся работа с детьми ведётся на русском языке.