Образовательные программы, реализуемые в ДОУ
Педагогический коллектив МДОУ Коноплинский детский сад
работает в соответствии с примерной общеобразовательной программой «От рождения
до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -
М.: Мозаика -Синтез, 2011. - 304 с). Программа определяет содержание и
организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и
направлена на формирование общей культуры, развитие физических,
интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной
деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление
здоровья детей дошкольного возраста. Содержание Программы включает совокупность
образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с
учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям –
физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и
художественно-эстетическому.
Программа разработана с учетом следующих принципов:
-принцип развивающего образования, целью которого
является развитие ребенка - отражает взаимосвязь всех сторон личностного
развития ребенка;
-принцип
научной обоснованности и практической применимости;
-принцип интеграции образовательных областей в
соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников,
спецификой и возможностями образовательных областей;
-принцип комплексно-тематического построения
образовательного процесса соответствовать критериям полноты, необходимости и
достаточности;
- принцип природосообразности - построение
образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, учет
возрастных, индивидуальных особенностей детей, укрепление физического и
психического здоровья;
- принцип
взаимодействия – взаимная обусловленность, активность всех субъектов
воспитательно-образовательного процесса: ребенок-педагог, родители-ребенок,
педагог-родители.
Программа МДОУ обеспечивает единство воспитательных,
развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного
возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и
навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного
возраста; предусматривает решение программных образовательных задач в
совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей
не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при
проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного
образования. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим
видом деятельности является игра. В соответствии с Концепцией дошкольного
воспитания отношения педагогов и детей строятся на основе личностно –
ориентированной модели общения, в атмосфере эмоционального благополучия и
комфорта, как для ребенка, так и для взрослых.
Образовательная программа состоит из двух частей: 1)
обязательной части; 2) части, сформированной участниками образовательного
процесса.
Обязательная
часть Программы ДОУ простроена на
основе комплексной общеобразовательной программы «Воспитания и обучения в
детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой
(Москва, Мозаика – Синтез, 2010г), в соответствии с примерной
общеобразовательной программы «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е.
Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика -Синтез, 2011. - 304
с)., которая обеспечивает достижение детьми готовности к школе, а именно
необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им
основных общеобразовательных программ начального общего образования.
Ведущие цели программы:
- создание благоприятных условий для
полноценного проживания дошкольного
детства;
-
формирование основ базовой культуры личности;
-
всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями;
-
подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к обучению в школе;
-
обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника;
-
воспитание патриотических чувств, чувства сопричастности к семье, своей Родине,
к природе родного края.
Для достижения целей программы первостепенное
значение имеют:
- забота о здоровье, эмоциональном
благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- создание в группах атмосферы гуманного и
доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их
общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к
самостоятельности и творчеству;
- максимальное использование разнообразных
видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности
образовательного процесса;
- творческая организация (креативность)
воспитательно-образовательного процесса;
- вариативность использования образовательного
материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и
наклонностями каждого ребенка;
- уважительное отношение к результатам
детского творчества;
- единство подходов к воспитанию детей в
условиях ДОУ и семьи;
- соблюдение в работе детского сада и
начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки
в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие
давления предметного обучения.
- воспитание нравственных и эстетических
чувств;
- формирование духовно-нравственного
отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду,
городу, стране; к культурному наследию
своего народа; к природе родного края.
Соотношение образовательной части
Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (с учетом
приоритетной деятельности образовательного учреждения) определено как 80% и
20%.
II часть Программы ДОУ, формируемая участниками образовательного процесса
отражает: 1) наличие приоритетного направления деятельности, в том числе по
обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в
общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических,
профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому,
социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому
развитию детей. 2) специфику национально-культурных, демографических,
климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
В настоящее время Россия переживает один из непростых
исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в
кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены
представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости,
гражданственности и патриотизме. В наше неспокойное время, полное противоречий
и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность»,
«бездуховность», мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние
дошкольники. Засилье иностранных слов,
песен, фильмов, игр способствует спаду интереса к истории своей страны,
традициям и обычаям, национальной культуре. Как в век техницизма и прагматизма
сохранить у детей интерес к искусству, национальным традициям, обычаям? Не получим
ли мы в лице современных дошкольников «потерянное поколение», не имеющее
никаких нравственных ценностей?
Крылатая фраза «Всё начинается с детства» - как нельзя
больше коллектируется с данным вопросом. Воспитание чувств ребёнка с первых лет
жизни является важной педагогической задачей. Ребёнок не рождается злым или
добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества
разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и
окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями
обогатят.
Все вышеизложенные проблемы не обошли стороной и нас. Мы живём в сельской
местности, в отдалении от культурных центров, а значит, не имеем возможности
посещать театры, музеи, спортивные секции и кружки по интересам. Уже долгие
годы на дверях сельского ДК висит огромный замок. Где подрастающему поколению
проводить свой досуг и набираться культурного опыта? Откуда черпать духовность
и нравственность? Очень большим событием считаем появление в нашем селе
православной церкви, строительство которой окончено чуть больше года назад. В
настоящее время церковь успешно функционирует. К нашей радости, посещают
церковь не только взрослые, но и подростки, причём делают они это не по
принуждению, а добровольно и осознанно. Родители приводят в церковь и детей
дошкольного возраста.
Коллектив
нашего ДОУ решил также не оставаться в стороне. Чтобы удовлетворить запросы
родителей, а также привить детям любовь к родному краю, расширить знания о его
прошлом и настоящем, обязательная часть основной программы была дополнена и
расширена задачами программы «Приобщение
детей к истокам русской народной культуры» под редакцией О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой. В нашем
детском саду уже несколько лет назад был создан уголок «Русская изба». В нём с
максимальной точностью воспитатели попытались воспроизвести не только убранство
жилища наших предков, но и снабдить его деталями и приспособлениями, без
которых наши прабабушки и прадедушки просто не могли бы обойтись: посудой, инструментами и т. д. Вот этот уголок и послужил «базой» для
организации работы по духовно-нравственному воспитанию детей, посещающих наш
детский сад.
В МДОУ Коноплинский детский сад духовно-нравственное воспитание дошкольников
является приоритетным.
Цель Программы Воспитание
патриотических чувств, чувства сопричастности к семье, своей Родине, к природе
родного края .
Основные задачи Программы
·
Воспитание
чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к
прошлому, настоящему, будущему родного края.
·
Формирование у
дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным краем.
·
Формирование гражданской позиции и
патриотического чувства.
·
Помогать детям в
освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности
и взаимной помощи, умения общаться со взрослыми и сверстниками.
·
Расширить
представления детей об истории, культуре, профессиях, людях родного края.
Программа реализуется в следующих условиях:
·
оснащение
предметно – развивающей среды предметами декоративно – прикладного творчества
народных умельцев, предметами народного быта;
·
мини – музей «Русская изба»
·
применение в образовательном процессе наглядно –
демонстрационного и раздаточного материала;
Формами организации жизнедеятельности детей по
реализации и освоению содержания программы являются беседы, дидактические игры,
сюжетно – ролевые игры, видео – путешествия, экскурсии, походы, развлечения и
т.д.
Реализация и освоение содержания программы
осуществляется в режимных моментах
организации образовательного процесса:
·
совместной
деятельности взрослого и детей;
·
самостоятельной
деятельности детей;
·
совместной
деятельности с семьей.
Численность
воспитанников (по состоянию на 01. 09. 2013 г .)
Проектная
мощность детского сада – 25 детей (1
разновозрастная группа)
Фактическая
наполняемость – 20 детей.
По составу:
мальчики - 9, девочки - 11 (организация детской жизнедеятельности
осуществляется с учетом возраста и пола).
Контингент
воспитанников ДОУ:
от 2 до 3 лет – 2 человека,
от 3 до 4 лет –
4 человека,
от 4 до 5 лет –
8 человек,
от 5 до 6 лет –
4 человека,
от 6 до 7 лет –
2 человека.
Языки,
используемые в общении с детьми
Вся
работа с детьми ведётся на русском языке.